БЕСПРОСВЕТНАЯ ПОТЕХА НА КИМРСКИЙ ЛАД

Главная Новости города Кимры

БЕСПРОСВЕТНАЯ ПОТЕХА НА КИМРСКИЙ ЛАД

В Кимрском театре драмы и комедии состоится открытие нового сезона. Первым спектаклем, который увидят зрители, станет постановка Олега Лаврова «Желтый кошелек с бисером по окоему», премьера которой состоялась весной.

Тогда этот спектакль вызвал у рецензентов самые разные мнения, однако все сошлись на том, что «…Кошелек», поставленный по пьесе Виталия Москаленко, несмотря на всю свою мрачность, стоило бы посмотреть, а потом и пересмотреть еще раз. Жанр спектакля определен как «русская потеха». Выглядит оптимистично и завлекательно: потеха — значит, будет весело, смешно и интересно. Но слово это, напечатанное в афише под названием пьесы, своего рода режиссерская провокация, на которую многие повелись, ожидая увидеть на сцене комедию. На самом деле никакой комедией в «Желтом кошельке с бисером по окоему» даже не пахнет. И жанр спектакля нужно воспринимать не напрямую, а в метафорическом смысле, поскольку Виталий Москаленко писал все-таки трагедию. Олег Лавров исходил, насколько можно судить, из того, что, в общем-то, лежит на поверхности. Русская потеха — это не столько безудержное веселье, сколько стремление одного человека испортить жизнь другому, даже очень близкому и родному. Заставить его корчиться в муках, страдать от физической, а больше душевной боли и получать при этом удовольствие, какое, видимо, получает записной садист.
В спектакле, конечно, нет ничего от садомазохизма — он вообще о другом, но людей, которые мучают, истязают друг друга из-за пресловутого желтого кошелька, расшитого бисером, с бабушкиным наследством, иначе, как садистами, и не назовешь. Спектакль к тому же оформлен в соответствующем мрачном духе: задник сцены представляет собой огромное воспроизведение картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Тут уже ничего не попишешь, становится ясно, что главное в постановке — мысль семейная, правда, совсем не в толстовском смысле.

Умирающая Мария Гребенщикова и ее муж Василий ждут приезда наследников — Валентины и Павла и внука Гришеньки, которых не видели несколько лет. Однако возвращение блудных детей и внука не облегчает жизнь несчастным старикам, поскольку отпрыскам нужны вовсе не они, а только их деньги. Поиски кошелька ведутся почти в кромешной тьме: нет, не будет в этой истории счастливого финала. Так оно и получается. Наследство достается Гришеньке — деспоту и тирану, и герой этот к концу второго акта все больше и больше становится похож на Ивана Грозного. Параллели прямые — в одной из сцен Гришенька накидывает на плечи лоскутное одеяло и превращает его в царскую мантию… Чуть позже мантия эта превращается для героя в саванн, в ней он находит свою смерть от руки своей жены. По сцене скользит кроваво-красное полотнище, которое покрывает все пространство игровой площадки. А на нем корчится в муках мучитель Гришенька, которого играет молодой артист театра Иван Поляков. И это одна из самых сильных его актерских работ.
Впрочем, не так все беспросветно в новом сезоне Кимрского театра драмы и комедии. Зрителей ждут жизнерадостные премьеры: спектакль по пьесе Валентина Катаева «Синий платочек», который по характеру взаимоотношений героев кардинально отличается от «Желтого кошелька…». В планах худрука театра Олега Лаврова — спектакль, который поставит московский режиссер Максим Гарин «На бойком месте» Александра Островского.

Газета «Тверская жизнь»

КОММЕНТАРИИ

0
ДИСКУС: 0