Пионером среди интернет-магазинов одного товара стал в 2004 американский Woot. Принцип «один день – одно предложение» оправдал себя на все 100%. Покупатели, привлеченные небывалыми скидками на «ассортимент», в считанные секунды раскупали весь его складской запас. Начиналось все с торговли электроникой, позже создатель Woot открыл точки продаж вина, товаров для дома, футболок и детских игрушек. Доход фирмы за 2008 год составил 164 миллиона долларов, а двумя годами позже собственником «однотоварной» сети стал интернет-гигант Amazon.com. Тогда же идея основателя Woot разошлась по всему миру.
Главным преимуществом магазинов одного товара для предпринимателей является минимальная сумма инвестиций. Фактически, потратиться придется лишь на регистрацию домена, хостинг и первую закупку. Срок окупаемости сайта при грамотном подходе не превышает нескольких дней, а со временем обороты увеличиваются просто в геометрической прогрессии. Секрет успеха заключается в умении угадывать нужный потребителям товар. Причем ни о какой системе речь здесь не идет: сегодня хорошо продаются спагетти, завтра – нитки для вязания, а послезавтра – географические атласы мира. Лучшие помощники для бизнеса в этом случае – опыт и интуиция.
Управление магазином сводится к тому, чтобы найти поставщиков на каждый день и принять у покупателей заказы. Предприниматель выступает как посредник между продавцом и конечным потребителем: он подыскивает интересны предложения, организовывает прием оплаты на сайте и контролирует доставку товара.
Выгода поставщика заключается в возможности продать большое количество своей продукции в минимально короткие сроки. Часто его прибыль выражается не столько в деньгах, сколько в экономии средств за счет освобождения складских помещений. Особенно актуален этот вопрос для торговцем сезонным товаром. Также за счет массовости аудитории производители рассматривают онлайн-площадки одного товара как эффективную рекламу.
Современные способы оплаты в интернет-магазинах позволяют подобным сервисам работать в режиме «нон-стоп». Правильно организованная система приема платежей на сайте избавляет покупателей от необходимости ждать открытия банка или идти на почту: все расчеты осуществляются в удобной им форме и в удобное для них время.
В некоторой степени аналогами магазинов одного товара можно считать сервисы коллективных покупок и скидок. Отличие в том, что магазины сосредоточены на торговле конкретными, «материальными» продуктами, а скидочные ресурсы больше ориентированы на продаже услуг. Кроме того, «коллективисты» зачастую не ограничивают периоды распродаж одним днем.