Известный тверской прозаик, член Союза писателей РФ, автор полутора десятков книг Леонид Нечаев, порадовал нас еще одной книгой под названием «Сквозь дымку времени». Она вышла в тверском издательстве ООО «Купол». В ней представлены написанные в разные годы рассказы и очерки автора, а также мемуары и дневниковые записи.
«Пишу, во-первых, потому, что «форма освобождает», во-вторых, для того, чтобы человек, как таковой стал ангелом. Или хотя бы человеком…» — так определяет цель своего творчества Леонид Нечаев в кратком предисловии к этой книге. Закрываю последнюю страницу, с четким ощущением того, что проза писателя не просто по-юношески чиста, но отличается обостренным чувством автора по отношению к проявлениям окружающего его мира и поиску своего места в нем.
Коллизия, описываемая автором уже в первом рассказе «Нувориш», внешне, казалось бы, обыденна, незатейлива. Феликсу Кипперу предстоит сделать выбор — отказаться или не отказаться от искушения богатством. Однако сколько же многослойны, противоречивы его переживания на пути к этому выбору, и как много в них трагического, подчас даже сюрреалистического! Герой панически боится этого выбора, и чем неотвратимее он приближается (после явления в ночи сатаны, предрекшего бывшему крупье казино Кипперу месячный срок до наступления главного испытания и приказавшего «совершенствоваться во всяком злодеянии»), тем мучительнее его душевные и умственные страдания.
Обнаружив в квартире умершей соседки Руфы Борисовны полные золотых колец, кулонов и перстней с бриллиантами литровые банки и забрав их, Киппер вроде бы обретает желаемое. Обедает в лучшем ресторане, пробует всяческие яства, обзаводится дорогой мебелью, покупает себе «зачем-то» итальянский газовый пистолет, интересуется у соседа Журкина, которому он прежде жутко завидовал и с которым теперь «сравнялся богатством»: «Сколько стоит такой коттедж, как у тебя?», заказывает десять сеансов массажа и т.д. Тут на него сваливается еще одна неожиданная «удача» — приходит письмо из Австралии от его умирающего отца, завещающего ему сто двадцать тысяч долларов.
В день, когда исполняется месячный срок, отпущенный сатаной, Киппер решается сделать выбор — отдать деньги и золото в детский дом, но уже поздно — явился человек, чтобы застрелить Журкина, и по ошибке застрелил… Киппера.
На одном дыхании читаешь рассказ «Катя, Каллиста». Нежное чувство героя к девушке Кате выражено пронзительно и емко. В мельчайших, деталях и интонациях автор передает гамму его чувств, пытаясь заглянуть в те потаенные глубины человеческих взаимоотношений, где внезапно и непредсказуемо зарождается состояние любви, а затем столь внезапно и непредсказуемо, будто бы из-за нелепой случайности, обрывается (а может быть, мы просто прошли мимо и не заметили свое счастье?) И от этой утраты, понесенной главным героем рассказа, от его неизбывной душевной боли, становится нестерпимо больно и тому, кто прочтет этот волнующий, написанный ярким, образным языком прозаический романс.
На столь же высокой ноте заканчиваются рассказы «Конкурс красоты» и «Конфетка». В них причудливо пересекаются драматические судьбы поставленных в экстремальные условия героев, которым тоже приходится делать выбор между добром и злом, между тем, что бы пасть или возвыситься. Выбор смыслов, духовных ценностей, путей жизни…
Как тонкий лирик предстает Леонид Нечаев в рассказе «Цветет тыква». Завершая чтение, невольно соглашаешься с автором: да, бывают в жизни такие удивительные, неповторимые моменты, когда цветы обыкновенной тыквы — «огромные яркие звезды, полыхающие на нашем огороде», кажутся нам «краше роз». В этом умении увидеть возвышенное в обыденном — характерная и привлекательная особенность творчества Нечаева.
В целом же, при всей своей внешней простоте и хрустальной прозрачности слога, его проза наполнена сложной полифонией человеческих чувств и поступков, поднимаясь порой до метафизических глубин и философских обобщений. Это в определенной мере относится и к вошедшим в книгу «Сквозь дымку времени» лирическим миниатюрам, дневникам и мемуарам.
Давно зная прозаика Леонида Нечаева, я вновь порадовался за него, а точнее за ту «высокую планку, которую он «держит».
Автор: Валерий Кириллов
КОММЕНТАРИИ