Сквозь дымку времени

Главная Новости Тверской области

Сквозь дымку времени

Известный тверской прозаик, член Союза писателей РФ, автор полутора десятков книг Леонид Нечаев, порадовал нас еще одной книгой под названием «Сквозь дымку времени». Она вышла в тверском издательстве ООО «Купол». В ней представлены написанные в разные годы рассказы и очерки автора, а также мемуары и дневниковые записи.
«Пишу, во-первых, потому, что «форма освобождает», во-вторых, для того, чтобы человек, как таковой стал ангелом. Или хотя бы человеком…» — так определяет цель своего творчества Леонид Нечаев в кратком предисловии к этой книге. Закрываю последнюю страницу, с четким ощущением того, что проза писателя не просто по-юношески чиста, но отличается обостренным чувством автора по отношению к проявлениям окружающего его мира и поиску своего места в нем.
Коллизия, описываемая автором уже в первом рассказе «Нувориш», внешне, казалось бы, обыденна, незатейлива. Феликсу Кипперу предстоит сделать выбор — отказаться или не отказаться от искушения богатством. Однако сколько же многослойны, противоречивы его переживания на пути к этому выбору, и как много в них трагического, подчас даже сюрреалистического! Герой панически боится этого выбора, и чем неотвратимее он приближается (после явления в ночи сатаны, предрекшего бывшему крупье казино Кипперу месячный срок до наступления главного испытания и приказавшего «совершенствоваться во всяком злодеянии»), тем мучительнее его душевные и умственные страдания.
Обнаружив в квартире умершей соседки Руфы Борисовны полные золотых колец, кулонов и перстней с бриллиантами литровые банки и забрав их, Киппер вроде бы обретает желаемое. Обедает в лучшем ресторане, пробует всяческие яства, обзаводится дорогой мебелью, покупает себе «зачем-то» итальянский газовый пистолет, интересуется у соседа Журкина, которому он прежде жутко завидовал и с которым теперь «сравнялся богатством»: «Сколько стоит такой коттедж, как у тебя?», заказывает десять сеансов массажа и т.д. Тут на него сваливается еще одна неожиданная «удача» — приходит письмо из Австралии от его умирающего отца, завещающего ему сто двадцать тысяч долларов.
В день, когда исполняется месячный срок, отпущенный сатаной, Киппер решается сделать выбор — отдать деньги и золото в детский дом, но уже поздно — явился человек, чтобы застрелить Журкина, и по ошибке застрелил… Киппера.
На одном дыхании читаешь рассказ «Катя, Каллиста». Нежное чувство героя к девушке Кате выражено пронзительно и емко. В мельчайших, деталях и интонациях автор передает гамму его чувств, пытаясь заглянуть в те потаенные глубины человеческих взаимоотношений, где внезапно и непредсказуемо зарождается состояние любви, а затем столь внезапно и непредсказуемо, будто бы из-за нелепой случайности, обрывается (а может быть, мы просто прошли мимо и не заметили свое счастье?) И от этой утраты, понесенной главным героем рассказа, от его неизбывной душевной боли, становится нестерпимо больно и тому, кто прочтет этот волнующий, написанный ярким, образным языком прозаический романс.
На столь же высокой ноте заканчиваются рассказы «Конкурс красоты» и «Конфетка». В них причудливо пересекаются драматические судьбы поставленных в экстремальные условия героев, которым тоже приходится делать выбор между добром и злом, между тем, что бы пасть или возвыситься. Выбор смыслов, духовных ценностей, путей жизни…
Как тонкий лирик предстает Леонид Нечаев в рассказе «Цветет тыква». Завершая чтение, невольно соглашаешься с автором: да, бывают в жизни такие удивительные, неповторимые моменты, когда цветы обыкновенной тыквы — «огромные яркие звезды, полыхающие на нашем огороде», кажутся нам «краше роз». В этом умении увидеть возвышенное в обыденном — характерная и привлекательная особенность творчества Нечаева.
В целом же, при всей своей внешней простоте и хрустальной прозрачности слога, его проза наполнена сложной полифонией человеческих чувств и поступков, поднимаясь порой до метафизических глубин и философских обобщений. Это в определенной мере относится и к вошедшим в книгу «Сквозь дымку времени» лирическим миниатюрам, дневникам и мемуарам.
Давно зная прозаика Леонида Нечаева, я вновь порадовался за него, а точнее за ту «высокую планку, которую он «держит».
Автор: Валерий Кириллов

КОММЕНТАРИИ

0
ДИСКУС: 0