Запост-модерн (как запостить современный «креатифф»)
Автор: Евгений Цепенюк
Как и следовало ожидать, эпоха постмодернизма оказалась на поверку вовсе никакой не эпохой, а всего лишь переходным периодом. Понятно от чего к чему — к тому, что можно было бы назвать, скажем, эпохой брэндов, если бы этот термин не успели взять на вооружение антиглобалисты, или эпохой нового мышления (соответственно, идеологи перестройки и адепты New Age), или же, не мудрствуя лукаво, просто пост-постмодернизмом, да только очень уж неизящно это слово звучит… впрочем, для начала сойдет.
Кстати, а помните ли вы, что это такое — постмодернизм? В одном из недавних номеров «Компьютерры» (#21 от 09.06.05) Сергей Голубицкий, ссылаясь на Умберто Эко, выдал замечательное разъяснение (излагаю своими словами): в какой-то момент плотность культурной среды стала настолько высокой, что внешнее давление на мозги среднестатистического интеллектуала на порядок превысило их собственный творческий потенциал. Осознав это, интеллектуал, со свойственной ему склонностью к рефлексии, отправился прямиком к выводу о том, что поскольку все уже написано, сыграно и спето до него (и, по всей вероятности, не только более удачливыми, но и более достойными авторами), то отныне единственный доступный ему способ самовыражения — выбор подходящей к случаю цитаты (причем слишком хорошо скрытая цитата — это уже «шаг влево, шаг вправо», повод для обвинения в плагиате).
Вот эта осознанная, чтобы не сказать вынужденная, вторичность — то разудалая, то покаянная, а чаще всего, разумеется, исполненная снобизма, — и есть этот самый постмодернизм. «В моей песне всего три аккорда, да и те — не мои»… На самом деле ничего особенно тупикового в ситуации не было: вон, классики китайской литературы вообще полагали обильное цитирование чуть ли не основным элементом хорошего стиля, и ничего — творили на радость и читателям, и коллегам. Конечно, западной культуре, с ее революционной прыгучестью, требовалось некоторое время на то, чтобы свыкнуться с новым положением дел… Вот только времени этого у нее, увы, не было.
Пока высоколобые с высоты своего полета роняли слезы, оплакивая очередной конец искусства, люди попроще, между прочим, тоже по-своему страдавшие от давления культурной среды, вдруг обнаружили, что постмодернизм — это очень удобно. По форме. А суть можно проигнорировать, вернее модернизировать, приведя в соответствие с текущими нуждами, — в этом, собственно, и состоит суть пост-постмодернизма.
Оказалось, что для того, чтобы «быть в материале», вовсе необязательно прокачивать эрудицию: любой толстенный томище может быть преобразован в набор из максимум двух-трех емких, но компактных символов, после чего исходный материал становится отработанным. Если логотипом постмодернизма могла бы стать бройлерная курица, то материальное воплощение идеи пост-постмодернизма — бульонный кубик.
Чтобы понять постмодерновую вещицу, требуется хорошее знание оригинала(ов), для адекватного же восприятия пост-постмодернового искусства порой необходимо на время забыть все, что вы знаете по теме предмета. Более того, человек, ознакомившийся-таки с известным произведением и пытающийся использовать какие-либо цитаты, помимо общеупотребительных, рискует остаться непонятым. Анна Каренина изменила мужу и бросилась под поезд — этого достаточно. Кого волнует, была она брюнеткой или блондинкой?..
Если в эпоху постмодернизма начитанный юноша признавался в любви своей начитанной девушке словами «как сказала бы Лилиан Хеллман, я люблю тебя безумно», — поскольку, во-первых, был хорошо знаком с творчеством супруги Дэшила Хэммета, во-вторых, знал, что девушка по части американской драматургии подкована не хуже него, а в-третьих, был уверен в неспособности подобрать для выражения собственных чувств слова точнее и лучше, — то в эпоху пост-постмодернизма оказавшийся в аналогичной ситуации молодой человек заявляет «я отношусь к тебе как персонаж Лилиан Хеллман» (или даже «я тебя лилихеллмлю»); при этом ни сам он, ни предмет его страсти и знать не знают, кто такая эта Лилиан Хеллман и чем она знаменита, что никоим образом не мешает их взаимопониманию. Между прочим, сам я не смотрел ни одного спектакля по пьесе Лилиан Хеллман, но именно это имя использовал в своем примере Сергей Голубицкий (ссылаясь, в свою очередь, на Умберто Эко), так что… как видите, я тоже действую в духе пост-постмодернизма.
Таким образом, пост-постмодернизм компенсирует тотальную высказанность всеобщей глухотой. Казалось бы, ну вот и замечательно, наконец-то каждый получил способ самовыражения по потребностям, с интеллигентским же самоуничижением сами боги бороться бессильны… не тут-то было! Кризис перевоспроизводства культурных ценностей породил в нашем столь же гипотетическом, сколь и влюбленном юноше новый комплекс: теперь его смущает не избитость фраз, но банальность выражаемых ими чувств и мыслей.
Ну и с чего бы ему стесняться-то? Ведь для того и цитируют великих, чтобы, зацепившись за их авторитет, подчеркнуть значимость собственных переживаний. Да, но только при условии, что канал связи между вами и классиком максимально прям: традиционно в роли такового канала выступает собственно классическое произведение. Если же о вокальном мастерстве Паваротти вы судите исключительно по пению Рабиновича… в таком случае вопрос о надежности посредника становится очень и очень серьезным. Производитель бульонных кубиков, формирующий у массового потребителя представление о вкусе вареной курицы — пока что не более чем очевидный гротеск; но тот, кто в эпоху пост-постмодернизма контролирует процесс производства «культурных выжимок» (ведь должен же их кто-то производить!), получает почти безграничную власть над культурной средой. The medium is the message.
Так называемые «серьезные» авторы безнадежно упустили инициативу. Кто же, в таком случае, ее захватил? Тот, кому она была действительно нужна. А теперь, как водится у постмодернистов, цитата: «Реклама и спонсорство всегда были замешены на использовании образного ряда для создания ассоциативной связи товаров с позитивными культурными или социальными событиями. Брэндинг же образца 90-х годов замечателен тем, что все более стремится вывести эти ассоциации из разряда предметно-изобразительных средств и сделать их переживаемой, проживаемой реальностью» (Наоми Кляйн, «No Logo. Люди против брэндов»). Иными словами, когда кроссовки ассоциируются со свободой, уверенность в своих силах — с дезодорантом, а хороший вкус — с сотовым телефоном, это только цветочки. Заветная ягодка брэндинга — добиться того, чтобы свобода ассоциировалась с кроссовками; в идеале — до такой степени, чтобы в учебниках истории вместо национально-освободительной обозначилась национально-кроссовочная борьба. Что для этого нужно? Пост-постмодернизм плюс полная масс-медизация всего мира.
Между прочим, хорошо известная читателям «Терры» фирма Apple является не только образцово-показательным брэндом, вот уже много лет продающим компьютеры как нагрузку к apple feeling, но и заказчиком-вдохновителем эталонного пост-постмодернистского рекламного ролика, выпущенного аж в 1984 году и вошедшего во все учебники. Режиссер Ридли Скотт изящно упаковал в единое целое Олимпиаду, готовую к употреблению выжимку из одноименной с годом антиутопии Оруэлла и «антитоталитарный» компьютер Macintosh: «And you’ll see why 1984 won’t be like «1984» (www.duke.edu/~tlove/mac.htm).
Итак, в эпоху пост-постмодернизма творческий поиск новых форм уступает место креативной разработке актуального контента. И вот наш виртуальный влюбленный открывает рот… и, если в голове у него имеется хоть сколько-нибудь мозгов, понимает, что одно дело — любить, как герои пьес Лилиан Хеллман, и совсем другое — любить, как персонажи шоколадной рекламы. Что у него остается, помимо права смириться и получить удовольствие? Само собой, право на симметричный ответ. Тотальная опошленность старых символов заставляет судорожно искать новые, и вместо стихов «Тебя люблю безумно я…» свежеиспеченный падонак выстукивает креатифф «Тибе ваткнуть хачу я глубако…».
Как видите, постмодернизированное слово «креатив», заимствованное прямиком из лексикона пиарщиков и рекламистов, стало обозначением учетной единицы падонского творчества отнюдь не просто так. Еще менее случаен аффторский лексикон (согласитесь, что отличить апологета Удава от просто малограмотного пошляка не составляет труда): калька с ebony english (wassap!) как антитеза языку глянцевых журналов (основных печатных носителей идеологии пост-постмодернизма) и одновременно своеобразный код, в чем-то сродни поэзии скальдов… кстати, скальдов я тоже не читал.
И уж совершенно ничего удивительного нет в том, что креатифф в конце концов стал полноценным культурным явлением и в таковом качестве распространился далеко за пределы собственно сайта www.udaff.com, да и вообще Рунета. Пускай многих «оригинальных» падонков ЖЖшная, скажем, экспансия (обороты «в Бобруйск жывотное», «аффтар учи албанский» и т. п. — это именно из ЖЖ) в восторг отнюдь не приводит (www.udaff.com/ask/45499.html).
Остается понять, почему среди наваянного новыми русскими киберпанками (по-моему, именно креатиффы на сайте Удава, а вовсе не романы Лукьяненко по справедливости должны носить это гордое наименование) так мало достойных внимания (не фтыкания) вещей. Возможно, потому, что, в отличие от «классических» панков, поставивших на уши культуру конца семидесятых, аффтары предпочитают самовыражаться в основном не с помощью музыки и прочих «быстрых» разновидностей творческой деятельности, а в литературном, так сказать, труде (в этом нет ничего удивительного, если учесть особенности Интернета как медийной среды… хотя бы просто прикиньте, сколько «весит» текстовый файл и сколько — mp3). Но для того, чтобы стать действительно интересным писателем, смелости и чувства стиля недостаточно — необходимо владеть еще и навыками самостоятельного мышления, а такие люди, как правило, во всякую ментальную суету втянуть себя не позволяют. Впрочем, возможно, прямо сейчас какой-нибудь молодой Пилеффин заканчивает свое «Паколение Нах»… успехов ему.
Поле брани
Автор: Федор Смирнов
«Мы матом не ругаемся, мы на нем разговариваем» — сия полушутливая фраза, похоже, уже перестала восприниматься как анекдот. Чтобы убедиться в этом, не обязательно наступать двумя ногами на новенький ботинок какому-нибудь верзиле в общественном транспорте или подслушивать разговор среднестатистических подростков. Пользователю Интернета совсем не нужно искать культурного шока в реальной действительности, сквернословия предостаточно и в онлайне.
Давайте попробуем трезво разобраться в причинах такой распространенности сквернословия в Сети. Поразмыслим, как и почему мы ругаемся, что отличает «мат виртуальный» от «мата реального» и что дает Интернет заядлому матерщиннику.
Ненормативной лексикой владеет большинство носителей языка, однако для значительного количества людей это лишь пассивный словарный запас: то есть понять крепкое выражение способен каждый, но повторять его станут далеко не все. Человек и сквернословие существуют бок о бок с незапамятных времен, поэтому за столь продолжительный период ненормативная лексика научилась выполнять множество функций. Можно ругнуться и выплеснуть на первого попавшегося всю обиду за бесцельно прожитые годы. Это обычно приводит к громкому скандалу и взаимному обмену любезностями. Гораздо чаще можно услышать будничный диалог, в котором нет-нет да и промелькнет трехбуквенный «неопределенный артикль» или другое известное междометие, куда пешком ходят. Столь же часто поминаются собаки женского пола и представители сексуальных меньшинств. Говорящие сами чаще всего не замечают колорита своей речи. Вообще, привычка матюгаться «промежду прочим» становится все более распространенной среди носителей самых разных языков, не только русского.
Интернет тоже не чужд веяниям сквернословной моды, но демонстрирует целый ряд особенностей в использовании русского мата. Пристальный взгляд позволяет выявить два аспекта — «посылание ближнего» в повседневном сетевом общении, преимущественно в блогах, и творческие изыски виртуозных матерщинников. Последние порой собирают вокруг себя большие сообщества единомышленников.
«Светские беседы» в блогах
Наверняка многим из вас приходилось хотя бы раз становиться свидетелями громкого выяснения отношений в блоге. В таких случаях один посетитель силится припомнить все слова, составляющие матерную лексику, и вылить получившийся коктейль на голову оппонента. Тот, разумеется, не может остаться в долгу, поэтому цитирует своего обидчика и добавляет десяток-другой изысканных выражений. По завершении беседы неискушенный носитель русского языка сможет занести в свой словарик еще парочку новых слов и выражений.
Примерам столь «достойного» поведения в Сети несть числа. Наибольшее количество ругательств можно обнаружить, очевидно, именно в блогах, поскольку призвать к порядку матерщинника в чате или ICQ гораздо проще. Конечно, мат строжайше запрещен правилами большинства блогов, но, как известно, флагом паровоз не остановишь.
Крепкое словцо тесно связано с эмоциональной разрядкой, или катарсисом. Покрыл ближнего в блоге, и на душе стало легче, напряжения бесконечного трудового дня как не бывало. Таким образом, Сеть создает невиданные ранее возможности для эмоциональной разрядки: устал — зашел на блог — выругался — полегчало. Ни тебе сломанных челюстей, ни разрушенных отношений с близкими… То, что брань была средством предотвращения более серьезных конфликтов, подтверждает и отечественная история. Сегодня слово «брань» означает также битву, сражение. Дело в том, что в стародавние времена на Руси воины не сразу бросались друг на друга с кулаками, а становились рать напротив рати и начинали переругиваться. Порой именно этим дело и ограничивалось, обходилось без кровопролития.
Интересно, что очень часто всем знакомые слова приобретают в блоге забавное начертание, когда количество и порядок букв сохраняются, а некоторые из них заменяются на символы процента, знака вопроса, решетки и пр. Понятно, что такая «тайнопись» не может скрыть смысла этих выражений. Зачастую используют просто набор символов типа #$%@!, который оставляет широкий простор для фантазии. Что побуждает пользователей так шифроваться? Как мы уже видели, шила в мешке не утаишь, однако формально подобные словечки как бы и не мат вовсе, поэтому обвинить блогчанина в нарушении местного кодекса труднее. Есть и другое, менее поверхностное предположение: употребляя крепкое словцо, человек нарушает серьезные табу, поэтому бессознательно стремится смягчить и замаскировать этот факт. Письменное ругательство — нечто гораздо более весомое, нежели устное. Выругаться хочется, но краснеть всю оставшуюся жизнь за содеянное — нет.
Как быть? Прибегнуть к псевдоматерным словечкам, которые вызывают в сознании других людей «правильные» ассоциации.
Креативным падонкам от благодарных фтыкателей
Пришло время поговорить о сетевом мате как о весьма своеобразной разновидности творчества. Знакомство с контркультурными писателями, или афтарами, как они сами себя называют, развеяло все сомнения. Вокруг контркультурных ресурсов собирается значительная аудитория, которая пишет, читает, обсуждает, поэтому отказывать всем им в существовании — неоправданный снобизм.
На самом деле контркультура как таковая существует в Сети довольно давно. Некоторые утверждают, что в Интернет она пришла из уже почти забытой среды ФИДО. Но у истоков этого движения в самой Сети был именно скандально известный проект Fuck.ru, в конце девяностых неоднократно удостоенный различных премий как «Лучший юмористический сайт года». Основные идеи, которые позже составят кодекс настоящего падонка, были заложены именно там. Добродушный и не очень, стёб на fuck.ru протекал не только в литературной форме. Этот сайт, словно хамелеон, регулярно менял окрас, маскируясь под известные ресурсы. Со временем Fuck.ru утратил свою контркультурную прелесть, покрылся мхом и перестал радовать многочисленных почитателей, а вскоре и вовсе был продан. После закрытия сайта один из его идеологов LINXY таинственно вещал разочарованной публике: «Fuck.ru есть везде, потому что он нигде не исчез». Очень скоро стало понятно, какой глубокий смысл был скрыт в его словах. Контркультурные адреса начали бодро размножаться: fucknet.ru, udaff.com, padonki.org. Неформатная сетевая общественность объединилась под знаменем падонков.
Суть их существования заключается в создании и чтении «креативов» — занимательных текстов на самые разные темы (тут вам и политика, и философия, и порнография). Занимательным в этих текстах является крайнее презрение к нормам русского языка: «Ва время акупацыи ыстонтсы убигали в леса и там прятались, а самые смелые инагда дажы шкодили памаленьку, ну там, абзавут рускава салдата изза дерева «аслом» или фак паказывайут в кармане». Согласитесь, написать такой текст даже труднее, чем соблюсти все нормы грамматики. Человечество издавна умело издеваться над словами. Оказывается, еще и во времена ФИДО уже знакомый нам LINXY пытался организовать клуб любителей «жонглировать словами». Это «общество чистых тарелок» идеолог скромно окрестил L-текстом. Похоже, что в его начинаниях изначально не было никакой враждебности по отношению к родному языку, это было просто «некоторое художество». Народу понравилось, и теперь каждый извращается в меру сил и способностей. Другая особенность — «разговорное» сквернословие, которое предстает в столь же «обезображенном» виде: «апсерать», «сцуко», «гамно».
Свежему взгляду неискушенного посетителя предстанут часто повторяющиеся выражения: «первый нах!», «афтар жжот!», «кг/ам». Малопонятные непосвященным, эти выражения вызывают целую гамму чувств у настоящего падонка. «Первый нах» наверняка спровоцирует легкую досаду: опять малолетки соревнуются друг с другом, кто быстрее оставит первый комментарий под свеженьким креативом. «Афтар жжот!» — довольно высокая оценка писательского таланта падонка. «Кг/ам» — такой емкой уничижительной характеристике позавидовал бы сам Белинский. Первые две буквы кратко характеризуют достоинства креатива, вторые — литературный талант автора.
Наконец, все тексты объединены жизненным кредо настоящего падонка: перед нами образ этакого мачо, который пьет любой алкоголь до приключений, знакомится с женщинами исключительно с целью физической близости, патологически ненавидит «ахтунгеров» (гомосексуалистов) и вдобавок плюет на все общественные нормы.
Все это, однако, впечатления. Что же стоит за подобными сообществами и в чем секрет их популярности? Сквернословие, оказывается, может быть для человечества полезным не только в деле предотвращения кровавых разборок.
Вполне солидные дяди, вынужденные проводить напряженные рабочие дни в офисах, тоже нуждаются в эмоциональной разрядке. Мат дает возможность ненадолго забыть о собственном положении и образовании, отбросить запреты и глупости, составляющие корпоративную культуру. Скинув шкуру своего социального положения, человек становится просто «падонком», для которого не существует языковых и культурных барьеров.
Контркультура привлекает не только офисных трудоголиков. В ней вертятся многочисленные писательские таланты, которых не устраивает обычная художественная форма. Написать рассказ на правильном русском языке? Какая скука! Нет, для настоящего писателя самое главное — оригинальность во всем, пока читателя не начнет мутить от нестандартных взглядов автора. Сюжет для креативного падонка — вещь преходящая, поэтому в числе произведений контркультуры много римейков — типа матерной «Золушки» или «Горя от ума».
Несмотря на свою широкую известность, мат для падонков является чем-то вроде средства идентификации. Разумеется, понять смысл даже витиеватого ругательства способен практически каждый носитель русского языка, но далеко не всем будет интересно использовать мат в качестве средства повседневного общения или литературного творчества. На главной странице сайта udaff.com гордо красуется жизненное кредо падонков: кому не нравятся крайне распространенные на ресурсе слова, может отправляться по известному всем адресу.
Наконец, мат дает возможность почувствовать небывалую свободу от всех и вся, будь то нудный шеф, придирчивый редактор или скучные и правильные друзья. Ощущение свободы, пусть и виртуальной, позволяет легче справляться с ограничениями будничной жизни.
В поисках братьев по разуму
Утверждение Удава о «неразгаданной русской душе» хоть и звучит весьма эффектно, заставляет кое в чем усомниться. Крепкие выражения существуют у всех народов, даже приторно-вежливые японцы способны грубо оскорбить ближнего. Просто способы для этого каждый выбирает по себе.
Как выясняется, у нас нет оснований свысока взирать на американцев, похваляясь русским матом. Профессор В. И. Жельвис, хорошо знакомый с ругательствами народов мира, замечает: «Американская брань столь же однообразна, что и русская, в том смысле, что большинство сквернословов — люди с очень ограниченным словарем. Изощренных сквернословов, думаю, можно встретить во всех странах и на всех континентах, и американцы с русскими — отнюдь не исключение». Обнаружить самый ругающийся народ на планете невозможно по одной простой причине: жители разных стран отличаются сквернословными стратегиям. Если попытаться буквально переводить брань на другой язык, то самые разнообразные и вульгарные ругательства, вероятно, у венгров и испанских цыган-гитано. Меньше всего пользуются инвективами наши прибалты.
Поскольку ругаться способен каждый хомо сапиенс, то почему бы, скажем, американским или немецким пользователям не создать сообщества, подобные российским очагам контркультуры?
Поиски в Google позволяют обнаружить значительное количество сайтов, где в изобилии встречаются английские слова из «грязной семерки». Ссылки же, к большому разочарованию, ведут сплошь на порносайты и разборки малолетних пользователей в блогах. Время от времени попадаются громкие домены типа www.internetisshit.org, но содержимое этих сайтов на культурное явление не тянет при всем желании. Тем не менее cказать, что американцам совершенно чужды падонские идеалы, — значит, покривить душой. У афроамериканского населения есть отличный аналог контркультурного L-языка. Там, где русские пишут «нравиЦЦа», «янки» ответят «boi» (boy), «cuz» (because) или «nethin» (anything).
Неожиданной находкой стал полупадонский немецкий сайт Kranker Scheiss (krankerscheiss.com). Вообще, Scheisse — это очень распространенное словечко, которое немцы используют к месту и не к месту. Обнаруженный ресурс хоть и не изобилует «душевными выражениями», содержит несколько занимательных образцов социальной сатиры (типа «Когда же Папа Римский, наконец, испустит дух?»), рассказов о первых сексуальных опытах и победах и т. д.
Вот так, совсем неожиданно, немцы оказались близки нам по духу. То ли петровские реформы тому виной, то ли царствование Екатерины Второй — предоставим судить историкам. От себя добавлю, что молодые немцы с завидной быстротой перенимают русские ругательства и весьма эффектно их используют.
А если завтра без мата нам не прожить…
Как видим, сквернословие заняло прочные позиции в сетевом общении, причем не только в Рунете. Можно, конечно, возразить, сказав, что я-де подобными вещами не занимаюсь, гадкие ресурсы обхожу стороной и вообще возмущен до глубины души. Без сомнений, наша манера общаться в Интернете сильно зависит от нашего собственного образовательного и культурного уровня. Чем же объяснить такую распространенность мата в Сети? Уже ли это всё озабоченные подростки, увидевшие в Интернете аналог знакомого им забора? Внимательно почитав тексты падонков, думаю, что все далеко не так просто…
За многими деятелями контркультуры вполне угадываются образованные и эрудированные люди. Похоже, в распространении сквернословия в Рунете повинны не только «пользователи из неблагополучных семей». Сквернословие традиционно выполняет ряд важных функций — будь то эмоциональная разрядка или установление контакта с себе подобными. Сеть открывает перед сквернословом дополнительную уникальную возможность: можно ругаться и оставаться безнаказанным. Мат оказался замечательно полезной вещью, которая способна спасти «белых воротничков» от выгорания на работе, дать самовыразиться нестандартным авторам и построить целые сообщества «любителей русской словесности».
Что же делать? Неужели стоять с опущенными руками, наблюдая как Рунет наполняется «изысканными» выражениями?
Возможно, среди читателей найдется немало закаленных борцов за чистоту русского языка, готовых лезть на баррикады, гоняться за сетевыми грубиянами с поганой метлой и подвергать их административному штрафу. Работка предстоит не из легких, если учесть, что заядлые матерщинники прячутся под масками респектабельных и состоятельных граждан. С другой стороны, после регулярных встреч с до боли знакомыми словечками на просторах Сети становится обидно за «Великий и Могучий».
В матче сборной матерщинников против команды «Даешь культурный Интернет» всегда побеждает «дружба». Вы только подумайте: если каждому разрешить матюгаться всегда и везде, то «изысканные выражения» мигом утратят свою запретную прелесть. Стоит наложить строжайшее табу — желающие его нарушить будут выстраиваться в очередь.
Гораздо интереснее понять, приносит ли нам мат ощутимую пользу или только лишь явный вред. Что думают по этому поводу наши герои? Апологет контркультуры Удав считает сквернословие скорее благом: «Выпускать пар, а не копить в себе — это очень хорошо. Ругайтесь чаще!» Профессор Жельвис менее однозначен: «Определенная польза есть от любого мата, так как он помогает выпускать пар, гасит желание бить морду. Но от мата столько же и вреда, если не больше. Это обоюдоострое оружие, меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Добрым мат, по-моему, не может быть по определению, не для доброты он придуман, а для агрессии». Вообще, существует занимательная теория, согласно которой сквернословие наносит непосредственный вред здоровью обоих участников перебранки. Оказывается, это смогли подтвердить и экспериментально: высаживали морковь на двух грядках, ухаживали за обеими одинаково, а на одной из них несчастные овощи крыли почем зря. В результате «обруганная» морковь росла хуже и давала меньший урожай.
Так будем же осторожны: выпуская пар в Сети, оглянитесь по сторонам. Возможно, ваш комментарий действительно «жжот»…
Субкультурное поведение
Автор: Александра Брюсова
Существует понятие культурно-речевого статуса, то есть принадлежности индивида к конкретному типу языковой культуры. Выделяют следующие формы языков: литературный, разговорный, просторечие, территориальные диалекты, социальные диалекты (язык отдельных социальных слоев и групп).
В каждой из этих форм может использоваться сквернословие. Его использование обычно преследует следующие цели:
как средство общения внутри группы деклассированных элементов (асоциальные группы, «нищая богема», «постперестроечные сливки общества»);
для опознания «себе подобных» и выражения негативного отношения к социальным нормам;
для выражения вербальной агрессии (лат. verbalis — устный; форма агрессивного поведения для отреагирования собственных отрицательных эмоций).
Остановимся на вербальной агрессии, поскольку именно она все чаще встречается в последнее время. Вербальная агрессия бывает двух видов. Во-первых, она может проявляться в форме осознанного стремления причинить моральный вред другому человеку, а во-вторых — в виде спонтанного словоизвержения, не имеющего целью обидеть или унизить кого-либо. В этом случае ненормативная лексика выступает как речевой образ общения. «Важно не что сказать, а как сказать». Кстати, сайт fuck.ru, в момент, когда там был просто блог «для отведения души», являлся тем самым «отбойным молотком», который иногда так необходим каждому человеку для сброса напряжения. Читая там сообщения, сразу становилось понятно, что авторы — достаточно образованные люди, позволяющие себе таким образом расслабиться. Поток высказываний, зачастую даже с юмором, которому позавидовали бы наши сатирики. А вот большинство сайтов, где можно встретить подобную лексику, уж извините, не контркультура, это просто отсутствие либо образования, либо воспитания. Если проанализировать употребляемую там речь, особенно неологизмы, то поневоле напрашивается вопрос о психическом состоянии этих индивидов. И сейчас количество обращающихся к психологам людей, которые просят избавить их от привычки употреблять мат, сигнализирует о разрастающейся проблеме.
Неоднократные исследования среди подростков показали, что наибольшее негативное отношение у них вызывают насилие, употребление наркотиков и сквернословие. Но раз так, тогда почему именно употребление мата и прочих «словечек» стало чуть ли не нормой общения?
Ответ, с одной стороны, лежит на поверхности: после перестройки в нашей стране сформировалась особая субкультура, носителями которой могут выступать представители различных социальных слоев и которая впитала элементы образованности, преступной идеологии и плебейства. Имея диплом о высшем образовании, член социума, тем не менее, позволяет себе использовать ненормативную лексику, не видя в этом ничего предосудительного. Зачастую образцом для подражания могут служить преуспевающие представители легального и теневого бизнеса, среди которых немало людей, выросших в криминальных структурах.
С другой стороны, только от нас самих зависит, хотим мы употреблять мат или нет. В основе каждого нашего поступка лежит определенный мотив. А что такое мотив? Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта. По-простому: раз человек ругается, значит, ему это надо. А зачем — дело второе. Запрещай, не запрещай, он все равно найдет способ удовлетворить свою потребность.
Но у рассматриваемого вопроса есть и еще одна сторона. Сам-то человек может хотеть чего угодно. Но откуда он черпает свои желания? Из окружающего его социума, и первым учителем для каждого из нас становится семья. Потом школа и т. д. Исходя из этого, что мы видим сейчас? Родителям некогда заниматься детьми — надо зарабатывать, по телевизору сплошная реклама чего угодно, в том числе насилия, пива и пр., а государство с этим никак не борется. Почему? Потому что сильных мира сего население не интересует. Население — это всего лишь платежеспособный элемент, и чем меньше уровень нашего образования, тем больше нам можно «впарить», а без высокого уровня образования откуда может взяться чистая красивая речь?
Так что сквернословие и все более частое его употребление — это всего лишь следствие той жизни, которую мы создаем себе сами. И, конечно, этому способствует неконтролируемый поток негативной информации, льющейся на нас отовсюду. Поэтому одни защищаются с помощью вербальной агрессии (зачастую подсознательно), а другие просто, не вдаваясь в детали (что хорошо, а что нет), где надо и не надо сквернословят (зачастую тоже подсознательно).
Тем же, кто хочет бороться за чистоту русского языка в Рунете, могу лишь напомнить, что чисто не там, где не сорят, а там, где метут. В тех же блогах, если постоянно чистить мат и вводить систему регистрации, можно отсечь немало «нарушителей». Сайты «контркультурщиков», если с ними бороться, все равно будут прорастать, как сорняки, но их ведь никто и не выпалывает. Порядок можно навести, но это зависит только от нас самих.
ЗаниМАТельная лексика
Автор: Алексей Плуцер-Сарно
Самую общую предварительную информацию о мате можно найти в «Википедии» по адресу ru.wikipedia.org. Для тех, кто не в курсе, это интерактивная энциклопедия, которая заполняется самими пользователями. Она пока слабовата, но по замыслу это реально сетевой проект, и поэтому он мне очень нравится. На главной странице есть раздел — «Лингвистика», в нем пункт 6 — «Особая лексика», а там выбираете «Матерщину» и попадаете в раздел «Обсценной лексики». Здесь вам, по крайней мере, объяснят, что значит слово «обсценный».
Есть такой миф о собирателе мата, будто он все что-то пишет в блокнотик, делает записи в грязном кабаке в простенках и на закопченных подоконниках, а порой даже на стенах вокзальных сортиров. На самом деле составитель словаря мата, как правило, никуда не ходит и вкалывает по пятнадцать часов в день, не вставая из-за компьютера и погрузившись в Интернет, в этот кладезь народной мудрости, юмора и смекалки. Современный Рунет — своеобразное зеркало русского фольклора. Именно здесь черпает вдохновение составитель многотомного словаря русского мата.
Русские программисты шутят, что знаменитое слово из трех букв представляет собой идеальный набор букв для проверки шрифта, поскольку содержит перекрещивающиеся линии, надстрочный и подстрочный символ. То есть «х..» — это такой универсальный компьютерный код, альфа и омега языка. Ведь набор этих трех магических букв служит еще и для самоутверждения автора: писать повсюду слово «х..», примерно то же самое, что писать слово «Я» или «Здесь был Вася». Это некая декларация субъекта, в которой он мифологизирует себя самого в виде центрального «пупа земли». То есть «х..» — это космогоническая формула, содержащая в себе в свернутом виде структурность всего мира. Есть еще знаменитая шутка, когда программисты внутри программ вписывают страшное матерное ругательство, которое никакой практической функции, разумеется, не выполняет. Оно выполняет символическую функцию, это своего рода тайное заклятие, магическое проклятие и заговор. Эдакий амулет программера.
Мат вообще выполняет множество функций. Мужчины ругаются для поддержания своего патриархально-репрессивного авторитета. Дети — чтобы казаться взрослыми. Женщины — чтобы сделать вид, что они тоже немножко мужчины, а вовсе не «бабы — дуры», которые, когда «с возу — кобыле легче». Это совершенно разные «маты», у них разные социальные цели. Интеллектуал, ругаясь, подчеркивает свой интеллектуализм, оттеняет его таким неожиданным контрастом. Эстет может позволить себе больше неприличных слов, потому что они только подчеркивают его эстетизм. Потому что вокруг него — изысканный литературный контекст. И вводя инородные слова, он тем самым лишь оттеняет свой «книжный» статус. А простой шахтер, наоборот, когда хочет вас обидеть, говорит подозрительно вежливо. Вот я, когда собираюсь гопнику в темном переулке накатить в бубен, то начинаю говорить страшно изысканно и очень тихо. А если человек громко кричит и ругается — он совершенно не опасен.
Конечно, произносят матерные слова вслух не все. Но зато все — краснеют, когда их слышат. В этом смысле человек, который все время матерится, так же обедняет свою речь, как и тот, кто никогда не матерится, а всегда, предположим, употребляет только слово «пенис».
Неприличность слов — это лишь вопрос контекста, ситуации. Если вас укусил комар, вы не должны полчаса орать матом, но если вам, как в анекдоте, напарник на голову капает раскаленным оловом, то так же странно прозвучит спокойная вежливая формула: «Глубокоуважаемый Вася, вы сильно не правы, капая мне на темя раскаленным металлом». Всему свое время и место. Время браниться и время молиться. Тут вспоминается анекдот, который мне вчера рассказал мой компьютерный господь и спаситель Саша Можаев , пока делал дефрагментацию винта: «Знаете, в чем разница между комаром и женой? Комар хотя бы, когда кровь пьет, — не жужжит…»
Мат может использоваться как своеобразный язык экспрессивного устрашения. То есть мат — это часть государственного языка, это лексикон приказов. Такая речь способна деморализовать противника, чтобы он и не помыслил о свободе воли. В этом случае мат — вполне по Маяковскому — страшное оружие.
Что же касается неприличности мата, то она идет не от самих слов, а от системы запретов, имеющихся в нашем сознании и пришедших к нам из темного праславянского прошлого. Есть, например, табу на употребление слова «мать» в эротическом контексте. А уже отсюда — непристойность выражения «мать твою…!» и всех его производных, вроде «ёж твою ять!», «йогурт пармалат!», «йокалыманджары!», «японский бог!» или «ядрёны пассатижи!». Да и само слово «ети» неприлично именно в силу соседства с матерью.
Слова такого рода есть во всех языках, а непристойность их в русском, конечно, не сравнима с английским, там все эти «факи» можно во многих ситуациях говорить, не краснея, даже при дамах. Их и приличные дамы говорят, не краснея. А у нас можно материться только простому матросу или особо утонченному эстету. А всем остальным — детям, беременным женщинам, инвалидам и неграм — нельзя. Такая социальная репрессивность языка тоже способна порождать неприличные контексты. Женщинам в нашей стране ничего нельзя, потому они так неприличны. Ведь женская грудь неприлична, а мужская — нет. Весь этот сексизм тоже порождает похабность культуры.
Хотя здесь, конечно, есть много забавных казусов. Да и вообще, эволюция мата — поразительное явление. Страшно неприличные слова вдруг становятся приличными и наоборот. Поэтому мата в каком-то объективно-статичном виде как бы и не существует, есть лишь поле языковой экспрессии, которое заполняется то одними словами, то другими. Мат, скажем, XV века — это вообще другой язык. Слово «######» в XVIII веке было совершенно приличным и означало «обман, ложь, пустословие». Его протопоп Аввакум через слово употреблял в своих писаниях. Слово «манда» — однокоренное со словами приманка и манить. Это то, что манит человека. Но эти связи с другими словами умерли, остался голый эротический контекст, и слово стало неприличным. В ХХ веке вдруг стало непристойным слово «залупа», хотя еще сто лет назад говорили «залупить яйцо», «залупить фрукт». То есть очистить от кожуры. Собственно залупа — это всего лишь очищенный фрукт. Но эти ассоциации исчезли, и строчка из Евгения Онегина «залупой красной солнце встало» — воспринимается как верх непристойности. Так что непристойность — понятие относительное.
Всякое неприличие, даже языковое, это некая условность. А если мы возьмем русский язык в целом, то выяснится, что любое наименование животного можно сделать неприличным. То есть я могу сказать слово «козел» как вполне приличное, а могу сказать как очень грубое.
В зависимости от контекста любое слово может приобрести позитивный или негативный характер. В русском языке, например, все наименования животных могут выступать в роли ругательных слов. Слово «медведь» может иметь коннотации «грубый», «тупой», «неуклюжий», «неумелый», «ни к чему не способный». Это что-то вроде свиньи, только еще более дикое. А «петух» — какое страшное слово! Это ведь лагерный гомосек, самый низ лагерной иерархии. Кстати, мышка — это еще и вагина.
Мат есть только в нашем сознании. В языке невозможно отделить «мат» от «не-мата». Все это субъективно. Для кого-то и «гондон» — мат, а для кого-то просто англицизм. А что же там у нас в сознании происходит на самом деле — это одному Фрейду известно. Во всяком случае, в сознании нет заборов, разделяющих язык на приличное и неприличное. Как, скажем, если бы на одной стороне забора были написаны одни слова, а на другой — другие. Мы должны уважать русский язык весь. И помнить, что матерились почти все русские писатели. Матерные произведения писали Сумароков, Елагин, Чулков, Олсуфьев, Ломоносов, Барков, Пушкин, Вяземский, Лермонтов, Некрасов, Тургенев, Полежаев, Кузмин, Хармс, Маяковский, Бунин, Шукшин, Алешковский, Довлатов, Веня Ерофеев, Витя Ерофеев, Сорокин, Пригов, Кибиров, Волохов, Аксенов, Бродский, а также мои любимые поэты Немиров, Решетников и Левченко. Перечислять можно бесконечно.
Одна из функций мата — противостояние высокой культуре. Русская культура действительно существует в противопоставлении низкого высокому, народной и книжной культуры. Без этой границы ощущение высокого, утонченного, романтичного не было бы столь сильным. Существует целая традиция литературных пародий, родившаяся еще в XVIII веке. В рамках этой традиции пародирования высокой литературы было создано множество уникальных текстов, здесь и матерный «Евгений Онегин», и поэма «Кто на Руси е..т хорошо?», и матерный «Гамлет», и матерный «Демон», и матерное «Горе от ума» и сотни других текстов.
Но это не значит, что всюду должен быть мат: в текстах, предназначенных для массового читателя, возможны определенные ограничения, но для научных текстов такие ограничения неприемлемы. Все уместно в свое время и в своем месте. Не все, что было в словарях прошлого века, было приемлемо произносить в салоне пушкинской же эпохи. Это нормально, когда что-то нельзя, есть культурный запрет. Но публиковать академического научного Пушкина с купюрами — это маразм. Дети, увидев точки вместо слов, все равно спросят: «Мама, а что, дядя Пушкин был плохой?»
И, конечно, мат — чисто русское явление. Татарское происхождение мата — чушь собачья. Это обычное желание приписать «свое» «плохое» кому-нибудь другому. Слово на букву «П» — безусловно, общеславянское. «Х» — русское, по утверждению Якобсона и Фасмера. Глагол «ети» — точно русский. Корень «бляд» — тоже не вызывает сомнений. Это все наше, родное. Непонятно только происхождение слова «елда». «Манда» — тоже вполне русская. «Плохое» — оно всегда приписывается кому-то «другому». Татары — мат придумали, ругаются все время. Евреи — придумали деньги и жадность. Чукчи — породили глупость. Чеченцы — придумали вообще все самое страшное, что есть в России. Грузины — изобрели похоть, а немцы — занудство и бюрократию. Ну а французы, конечно же, придумали минет. Это все массовые мифы. Должен вас огорчить, дорогие друзья, и мат, и минет придумали в России. А уж как у нас ложат Большим Морским Загибом — ой-ой-ой!
Что же касается собственно альтернативной интернет-культуры, то она действительно более свободная, она никому не подчиняется, здесь нет вертикальных структур и жестких приказов сверху. И это очень хорошо. Самоорганизующиеся снизу системы вообще лучше во всех отношениях, нежели всякие там вертикали власти и прочий неэффективный фаллический символизм. В таких системах больше свободы, они продуктивнее, удобнее для «пользователей». Ну и, как следствие, там больше экспрессии, и, местами, больше мата. Но это неизбежно, потому что Интернет — самоорганизующаяся система, там большой удельный вес хаоса. А порядок жизни из этого хаоса и произрастает. Метафорически можно даже сказать, что из хаоса русского мата и произрастает утонченный русский литературный язык. Мат создает контекст невозможного, создает языковую структуру языка в целом. Так что Рунет не создает новых языковых направлений, но он развивает старую русскую традицию пародирования высокой культуры в культуре низовой, народной.
КОММЕНТАРИИ