Zon-e-weg: солнечная дорога

Главная Интернет

Zon-e-weg: солнечная дорога

Голландская Организация прикладных научных исследований (TNO) некоторое время назад представила концепт «Солнечной дороги» («Zon-e-weg»).
В брошюре TNO (PDF, 1 МБ, нидерл.) говорится:

На 135 470 км нидерландских дорог падает солнечного света более чем достаточно, чтобы обеспечить энергией весь транспорт, который по ним движется. Использование этой энергии может дать огромные преимущества в экологическом плане. В качестве первого шага TNO планирует совместно с Rijkswaterstaat (подразделением Министерства транспорта, ответственным за дорожные и водные коммуникации) и несколькими предприятиями запустить пилотный проект дороги с встроенными солнечными элементами — «zon-e-weg».

В прессе также сообщается, что в США уже запущен первый прототип подобной дороги. Нидерланды же, имеющие огромные «экологические амбиции» и постоянно претендующие на звание страны, наиболее активно разрабатывающей возобновляемые источники энергии, не собираются отставать.

TNO планирует развить идею американских коллег.

Во-первых, поскольку покрытие дороги должно быть прозрачным, это даст новый импульс развитию технологий и материалов для строительства.

Во-вторых, подобные технологии существенно упростят добавление новых «фич» в дорогу. Так, рассматривается возможность встраивания в неё сенсоров и светодиодов, реализующих «электронную разметку» или освещение.

Лирическое отступление. Насколько мне известно, голландские дороги и сейчас довольно инновационны.
Так, например, на подавляющем большинстве перекрёстков применяются интеллектуальные системы управления движением, использующие датчики под дорогой для определения наличия автомобилей и мотоциклов, ожидающих проезда/поворота.
Практически на всём протяжении магистралей установлены радары для отслеживания скорости потока и дисплеи, заблаговременно предупреждающие о пробках.
На особо опасных закруглениях в дорогах установлены светодиодные «дорожки».

В первых реализациях дороги полученная энергия будет передаваться автомобилям, по всей видимости, на пунктах подзарядки. Также в планах TNO — развитие технологий беспроводной передачи энергии, но тут, как я понимаю, речь идёт уже о более отдалённом будущем.

Реализация «пилота» ожидается в срок от двух до трёх лет. Также рассматриваются возможности использования под «солнечные дороги» тротуаров и велосипедных дорожек (коих в Нидерландах превеликое множество).


Кстати

Уже сейчас крыши частных домов Амстердама и некоторых других городов арендуются у их владельцев под размещение солнечных панелей. Вот пример: утверждается, что за 15 лет вы зарабатываете на этом 30 тыс. евро (€2 тыс./год), а после этого панели вообще переходят в вашу собственность.

Всего доля «зелёной энергии» в стране — около 4%. Из них около 1% получается от ветрогенераторов. Ещё около 2% — от установок, работающих на биотопливе (компосте, пищевых отходах и т.п.).

К 2020 году планируется довести долю такой энергии до 20%.

КОММЕНТАРИИ

0
ДИСКУС: 0