Сертификация и стандартизация

Главная Бизнес и Право

Сертификация и стандартизация

В наши дни мы все чаще замечаем на упаковках различных товарах и на рекламных плакатах надпись «Система менеджмента качества полностью соответствует ГОСТ ISO 9001». Что это может значить?

Давайте будем разбираться с надписью постепенно, стараясь не употреблять сложных официальных терминов, которые приведены в стандартах, а сразу же попытаемся рассказать Вам все простым и понятным языком.

Во-первых, существует такая организация – Международная Организация по Стандартизации, которая занимается разработкой стандартов на различные виды деятельности и на различные типы производимой продукции. Стандарты ИСО 9000 воплотились в жизнь еще в далеком 1987 году и до сих пор активно используются. Последние изменения в данный стандарт были внесены в 2009 году. Стандарты 9000 рассказывают нам о том, как управлять качеством при предоставлении услуг или же производстве товаров, описывают требования к системе функционирования организаций.

Во-вторых, постараемся разобраться, о чем именно говорят нам данные документы — что такое качество, как им управлять и как его обеспечивать. Термин «качество» можно интерпретировать абсолютно по разному – вообще, это достаточно субъективное дело. Поскольку каждый из нас предъявляет к продукции или услугам абсолютно различные требования – и то, что является качественным для одних людей, может таковым не быть для других. Таким образом, качество – это некоторая субъективная разница между тем, что мы желаем получить и тем, что нам предлагают. Чем меньше величина этой разницы, тем более качественным является продукт (по нашему мнению).

Как соблюдать данные требования? Любая организация, которая предоставляет потребителям товар или услугу обязана обеспечивать некоторый заданный (высокий) уровень качества. То есть, вся деятельность организации должна быть построена таким образом, чтобы достичь этот уровня, не растратив при этом слишком большое количество ресурсов. Таким образом, должна существовать некоторая система менеджмента качества ИСО – такая система функционирования организации, при которой оптимально расходуются все ресурсы, и при этом обеспечивается заданный уровень качества товара или услуги. Стандарт ИСО 9001 и содержит требования и рекомендации, соблюдая которые можно организовать у себя такую систему.

Существуют некоторые сертифицирующие организации, которые проверяют фирмы и выдают им сертификаты соответствия. Проще говоря, проводят сертификацию. Насколько можно доверять этим сертификатам, спросите Вы? Это уже личное дело каждого. Следует лишь сказать, что наличие сертификата в любом случае лучше, чем его полное отсутствие.